По образу и подобию. Василий Великий (329/30-379)

По образу и подобию. Василий Великий (329/30-379)

И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли

И рече Бог, сотворим человека . Где иудей, который, когда и выше, как бы чрез некоторые окна, просиявал свет Богословия, и второе Лице, хотя показывалось таинственно, но не являлось ясно, восставал против истины и утверждал, что Бог Сам с Собою беседует? Он говорит: Бог Сам сказал, Сам и сотворил. Да будет свет, и бысть свет. И тогда в словах иудея легко было открыть несообразность. Ибо какой кузнец, или плотник, или сапожник, сидя один с орудиями своего ремесла, когда никто не разделяет с ним труда, скажет сам себе: сделаем нож, или сколотим плуг, или сошьем башмак? Напротив того, не молча ли он окончит требуемую от него работу? Подлинно странное пустословие — утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно. Но не убоявшиеся клеветать на самого Господа, чего не могут сказать, имея язык обученный во лжи? Однако же настоящее речение совершенно заграждает им уста. И рече Бог: сотворим человека. Скажи мне: неужели и теперь одно Лице? Не написано: да будет человек, но — сотворим человека . Пока не являлся еще ученик, проповедь Богословия скрыта была в глубине. Но, когда уже ожидаемо стало сотворение человека, обнажается вера, и очевиднее открывается догмат истины. Сотворим человека. Слышишь, христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, Имже и веки сотвори, Иже носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1:3)!

По подобию это. подобие

подо́бие

ПОДОБИЕ ср. ( доба , время, пора, срок, год, година: добрый, удобный, сдобный и пр.) сходство, согласие, одновидность, схожесть. И подобия нет подлинника. || Вещь сделанная по образцу или в подражанье; изображенье чего; образ чего-либо. Иссеченное из камня подобие человека. Весьма неудачное подобие, подражанье. Подобный , похожий на что, схожий с чем, близкий, подходящий, одного вида, образа, свойств или качеств. Этот дом подобен моему. И я видел подобный сему случай. Подобные треугольники, в математ. в коих углы равны, и стало быть стороны опостен (т. е. параллельны). Человек подобен Богу и подобен скоту. || церк. стар. удобный, своевременный, кстати; должный, приличный, пристойный: достойный. Искаше подобна времени, да предаст его, Лука. И мы, великий государь, не замедлим по подобну времена побывать , стар. Подобный возраст для брака, по Кормчей, юноше 15, девице 12 лет. Земля в подобно время (в должное) плода не подаде, понеже не бысть дождя, стар. Он человек подобный , южн. каким быть подобает, обходительный, образованный. Это не подобное дело! невероятное; негодное, дурное. Подобно , хорошо, кстати, прилично; должно. Неподобно жить , южн. непотребно, дурно. || Подобно чему, подобне церк. как, так, таким же родом, образом, способом, побытом; схоже с чем. Туманное солнце светит подобно луне . Подобать безличн. быть должну, приличну, пристойну; идти, быть кстати, следовать, надлежать. Многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Много баять не подобает, семинарское. Подобаться чему, сходствовать или походить, уподобляться, быть похожим. Это лето подобится плохой осени . || Мне подобится, подобается вещь эта, южн. малорос. нравится, подходит. Сподобиться чего , удостоиться. Уподобиться чему , быть похожу, походить. Подоба ж. церк. естественная потребность, побужденье. Подобен и. церк. образцовый стих, напев, по коему поют прочие стихи. Подобень м. южн. вор. поличие, портрет, образ; || снимок с чего. Подобец м. подобная ж. ровня, дружка, противень, пара. Подобник, подобница , подобный кому, подражатель, последователь. Подражатель Господень апостольский подобник. Всяк с подобником своим, со своим братом знается. Подобообразный или , схожий, похожий. . церк. с такими же страстями, как и другие люди. Иак. V, 17.

По образу и подобию ислам. Разъяснение хадиса «Аллах создал Адама по его образу»

По образу и подобию ислам. Разъяснение хадиса «Аллах создал Адама по его образу»

Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن أبي هريرة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم وفي حديث ابن حاتم عن النبي صلى الله عليه وسلم قال إذا قاتل أحدكم أخاه فليجتنب الوجه فإن الله خلق آدم على صورته

«Когда кто-нибудь из вас сражается с братом, то пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по его образу». Передал Муслим в «Сахихе», хадис №2612.

Шейхуль-Ислам, имам ан-Навави (631-676 гг. по хиджре/1233-1277 гг.) в комментариях к «Сахиху» Муслима сказал:

قوله صلى الله عليه وسلم : ( فإن الله خلق آدم على صورته  ) فهو من أحاديث الصفات ، وقد سبق في كتاب الإيمان بيان حكمها واضحا ومبسوطا ، وأن من العلماء من يمسك عن تأويلها ، ويقول : نؤمن بأنها حق ، وأن ظاهرها غير مراد ، ولها معنى يليق بها ، وهذا مذهب جمهور السلف ، وهو أحوط وأسلم . والثاني أنها تتأول على حسب ما يليق بتنزيه الله تعالى ، وأنه ليس كمثله شيء . قال المازري  : هذا الحديث بهذا اللفظ ثابت ، ورواه بعضهم : إن الله خلق آدم على صورة الرحمن ، وليس بثابت عند أهل الحديث ، وكأن من نقله رواه بالمعنى الذي وقع له ، وغلط في ذلك . قال المازري  : وقد غلط ابن قتيبة في هذا الحديث فأجراه على ظاهره ، قال : لله تعالى صورة لا كالصور . وهذا الذي قاله ظاهر الفساد ; لأن الصورة تفيد التركيب ، وكل مركب محدث ، والله تعالى ليس هو مركبا ، فليس مصورا . قال : وهذا كقول المجسمة : جسم لا كالأجسام لما رأوا أهل السنة يقولون : الباري سبحانه وتعالى شيء لا كالأشياء طردوا الاستعمال فقالوا : جسم لا كالأجسام . والفرق أن لفظ شيء لا يفيد الحدوث ، ولا يتضمن ما يقتضيه ، وأما جسم وصورة فيتضمنان التأليف والتركيب ، وذلك دليل الحدوث .

واختلف العلماء في تأويله فقالت طائفة : الضمير في ( صورته ) عائد على الأخ المضروب ، وهذا ظاهر رواية مسلم ، وقالت طائفة : يعود إلى آدم ، وفيه ضعف ، وقالت طائفة : يعود إلى الله تعالى ، ويكون المراد إضافة تشريف واختصاص كقوله تعالى : ناقة الله وكما يقال في الكعبة  : بيت الله ونظائره . والله أعلم .  

Его слова « Аллах создал Адама по его образу». Они относятся к хадисам о сыфатах (атрибутах) и ранее уже четко и подробно объяснялись в “ Книге веры “. Ученые молчат об их толковании и говорят: “Мы верим, что это истина, и что подразумевается не буквальное значение, и что они обладают смыслом, подобающим (Всевышнему). И это путь большинства саляфов, и это надежнее и безопаснее.

И, во-вторых, они толкуются в соответствии с очищением Всевышнего Аллаха и в соответствии с тем, что « нет ничего, подобного Ему ».

Аль-Мазури (453-536 гг. по хиджре/1061-1141 гг.) сказал: «Формулировка этого хадиса установлена, и некоторые передали его так: « Аллах создал Адама образом Милостивого ». Но это не установлено среди людей хадиса (ахлюль-хадис). И будто тот, кто передавал его, передал запомнившийся ему смысл и таким образом ошибся».

Далее аль-Мазури сказал: «И также в этом вопросе ошибся Ибн Кутайба, поскольку понял упомянутый хадис в буквальном смысле: он утверждал, что у Аллаха есть образ, но отличающийся от образа других. Эти слова – явное заблуждение, поскольку всё, что имеет образ, состоит из отдельных элементов, а всё, что состоит из элементов, создано. Аллах же не создан, поэтому он не обладает ни составом, ни образом».

Он сказал: «И это подобно словам муджассима (антропоморфистов): «Тело, но не как тела», – в то время как Ахлю-с-Сунна говорят: “Творец, Свят Он и Велик, – нечто (шайъ), не похожее на вещи». Они (муджассима) использовали это по аналогии и сказали: «Тело, но не как тела».

Между этими двумя утверждениями – большая разница. Дело в том, что слово «нечто» (шайъ) не подразумевает возникновения и деления на элементы, а термин «тело» подразумевает и образ, и деление на элементы, и возникновение».

***

Ученые разошлись в толковании:

Часть из них сказала, что местоимение в «его образу» относится к его брату, который подвергается избиению (то есть «уважай лицо брата, так как оно подобно лицу твоего отца Адама») и это очевидно из этого риваята Муслима.

А другая часть сказала, что местоимение возвращается к Адаму, но в этом слабость.

часть сказала, что местоимение относится ко Всевышнему Аллаху и это причисление со смыслом уважения и избрания, как, например, слова Всевышнего «верблюдица Аллаха» и как называют Каабу «домом Аллаха» и тому подобное. А Аллах знает лучше.